Роль органов местного самоуправления в противодействии экстремизму и терроризму
Религиозно-политический экстремизм ведет к таким негативным последствиям, как нарушение общественной безопасности и общественного порядка; посягательство на личность, права и свободы граждан; создание и функционирование экстремистских организаций, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.
Поэтому необходима систематическая борьба с религиозно-политическим экстремизмом. Осуществлять ее государство может через органы местного самоуправления, политические партии, общественные организации и объединения, образовательные учреждения, средства массовой информации.
В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны принимать участие в профилактике терроризма и экстремизма. Следовательно, основными субъектами противодействия экстремистской деятельности являются органы местного самоуправления.
В настоящее время механизм противодействия религиозно-политическому экстремизму на муниципальном уровне недостаточно разработан в научном и практическом плане.
К главной составляющей противодействия экстремизму можно отнести высокоэффективную деятельность органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению. Решение проблемы во многом зависит от профессионализма и умения органов местного самоуправления оперативно реагировать на экстремистские проявления, используя действующее законодательство.
Опыт прошлого и складывающаяся ситуация показывает, что мерами раннего профилактического воздействия на муниципальном уровне являются:
- проведение на регулярной основе семинаров-совещаний муниципальных служащих по проблемам противодействия терроризму и экстремизму с привлечением соответствующих республиканских служб, на которых основное внимание должно уделяться тактике и стратегии предупреждения экстремизма в районах и городах республики;
- активное использование всех возможностей органов местного самоуправления – совещания, сессии представительного органа, сельские сходы с предварительным изучением состояния дел с участием депутатов, работников правоохранительных органов, институтов гражданского общества;
- муниципальные программы по предупреждению преступности, которые разрабатываются на основе Республиканской программы с максимальным учетом местных особенностей, состояния, динамики и тенденций преступности в муниципальных образованиях.
Предупреждение экстремизма на муниципальном уровне представляет процесс комплексного, системного, непрерывного изучения и разработки мер нормативно-правового, пропагандистского, воспитательного, профилактического и иного характера с целью защиты личности, общества и государства от деструктивных и разрушительных процессов.
Участие в профилактике терроризма и религиозно-политического экстремизма органов местного самоуправления поселений, имеющих непосредственный контакт с населением, позволяет, используя наиболее эффективные методы гражданских технологий противодействия этим проявлениям, организовать его обучение необходимым навыкам поведения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций экстремистского и террористического характера, а также обеспечить эффективное выявление возможных предпосылок для совершения терактов на ранних стадиях их подготовки.
Таким образом, роль органов исполнительной власти муниципальных образований является определяющей в реализации социальных технологий антитеррористической защиты населения и объектов посредством организационно-управленческих и практических мер антитеррористического характера, предпринимаемых властными структурами и гражданскими институтами общества в определенных сферах и на определенных территориях.